Новости
Игры со звуками и буквами, учитель-логопед Трегубова Н.А.
- Details
- Category: Новости
- Last Updated on Thursday, 14 May 2020 08:19
- Published on Thursday, 14 May 2020 08:19
- Hits: 679
Уважаемые родители! В процессе обучения ребёнка чтению очень важно научить его различать звуки и буквы. Вначале были звуки! Буква-это домик для звука! И эти домики разные у разных народов!
Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Идея успешного обучения в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом - заменять звук буквой. Ясное, осознанное различение звуков и букв, знание законов перехода от звучащей речи к буквенной записи - это, конечно, дело школьного обучения. Но если ребенок хотя бы интуитивно не ощущает, что слова «сложены» из звуков, учить его грамоте трудно.
Пяти- и шестилетние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное - делать это, играя.
Но где же взять время? Оказывается, играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая приема у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками. Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с з, ш. Естественно следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает. Разумеется, чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет. Вот самые простые игры со звуками.
Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?». Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «А есть ли звук а в словах "арбуз", "жук", "лук"?
В каких еще словах есть звук о?». Подбирайте слова вместе с ребенком. Чтобы сделать, игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребе¬ нок получает фант, за ошибку - отдает фант.
А вот игра чуть сложнее: вы называете слово, ребенок отвечает слово начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, «ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.
Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч» - «чемодан» - «нос»- «санки» - «игла» и т.д.
Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч» - «чемодан» - «нос»- «санки» - «игла» и т.д.
Дети очень любят играть в лото. Желательно, чтобы в игре принимали участие несколько человек. У ведущего - фишки, а у остальных -карты с картинками. Ведущий спрашивает: «У кого есть слово, начинающееся на звук п?». Руку поднимают те, у кого на карточках есть изображения предметов, названия которых начинаются с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими изображения. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке. Так же можно играть, выделяя последний звук в слове. А как любят дети играть со Звукоедиком!
Познакомьте малыша с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг - Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к)ран,(ш)каф, (с)тули т.д.». В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: «сто(л)»,«сту(л)», «тарелк(а)» и т.д.
Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку. Например, расскажите, что Звукоедик попал в сад и теперь «отгрызает» первый (или последний) звук в названиях фруктов: (г)руша, (а)брикос, яблок(о),слив(а). Или озаботьтесь тем, что в лесу исчезают звуки в названиях грибов, ягод, де¬ревьев. Играйте так со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков.
Поможет вам игра «Дом звуков». Нарисуйте дом с тремя окошками.
Скажите: «В этом доме живет слово "кот". У него три комнатки, в в каждой по окошку. Все I звуки слова "спят" отдельно. Давай уложим спать слово "кот". Какой звук будет спать в первой спаленке?». Дайте ребенку фишку синего цвета (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к», - и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй фишкой «ловит» звук т, удивитесь: «Разве здесь живет кт? Я думал, что здесь живет ко-о-от».
Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладет на хранение» продукты, одежду, мебель.
Игру можно еще усложнить: предложите малышу самому построить дом для куклы Маши и других игрушек.
Все эти игры настольные. Если же ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно поиграть в «Эстафету звуков». Расположите три игрушечные машины (вместо них можете взять картофелины, чашки или другие предметы) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машину и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?». Ребенок угадывает: «Сыр».
Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребенка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не ее название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например, покажите букву и скажите: «Маша, твое^1,мя начинается вот с этой буквы - "М"». Спойте: «М-м-м, м-м-м, Маша», но не говорите «эм». И еще - знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если вы будете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.
Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинах слова (игра «Эстафета звуков»), он может грузить в них уже не невидимые звуки, а буквы из разрезной азбуки или кубики с изображенными на них буквами.
Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это еще не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным. У некоторых детей слияние звуков возникает спонтанно, само собой, но не у всех. Многих надо слегка подтолкнуть к этому открытию главного принципа русской письменности.
Когда мы, взрослые, читаем, наш глаз привычно забегает вперед и смотрит на гласную букву: она влияет на то, как мы затем произнесем стоящую впереди согласную - твердо или мягко. Ребенок не умеет забегать глазами вперед - он озвучивает букву «л», не обращая внимания на то, что стоит за ней - «у» или «ю». Поэтому в словах «лук» и «люк» первые буквы он прочтет одинаково.
Здесь поможет игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребенку читать слоги: па, лу, по, лы.
Итак, вы научили ребенка читать слоги - можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составить предложение с данным словом.
В заключение скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушка, Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал, веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки и схемы, которые живут с помощью детей. У них всегда припасено много историй, сказок про звуки. Вместе со Звукознайкиным пусть прилетают Звукарики, которые каждое занятие для детей превратят в сказку, откроют для них разнообразный увлекательный мир слов, не дадут угаснуть детской любознательности, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.