Новости
ФОП ДО: новая федеральная образовательная программа
- Details
- Category: Новости
- Last Updated on Friday, 18 August 2023 07:27
- Published on Friday, 18 August 2023 07:26
- Hits: 4043
С 1 сентября 2023 года дошкольные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе - ФОП ДО. В статье сделали обзор норматива и рассказали об особенностях его применения. Министерством просвещения Российской Федерации утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Соответствующий приказ опубликован на официальном портале правовой информации. Цель Федеральной jбразовательной программы – разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Федеральная программа позволяет реализовать три основные функции дошкольного уровня образования.
1. Это воспитание ребенка как гражданина России, формирование основ гражданской и культурной идентичности дошкольников;
2. создание общего ядра содержания дошкольного образования, основанного на духовно-нравственных ценностях российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; а также
3. создание единого образовательного пространства обучения и воспитания детей от рождения до поступления детей в общеобразовательную организацию вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа учитывает отечественные традиции и современные практики дошкольного образования, содержит широкий перечень как современных, так и классических изобразительных, художественных, музыкальных и кинематографических произведений искусства для реализации образовательной деятельности.
Федеральная программа определяет базовые объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования, которому должны соответствовать программы дошкольного образования во всех учреждениях с 1 сентября 2023 года. В 2023 году Минпросвещения России продолжит организационно-методическое сопровождение реализации федеральной программы.
Что такое ФОП ДО
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) - это норматив, который был разработан с целью реализации нескольких функций:
●создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников;
●обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России;
●создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
●воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.
Таким образом, ФООП призвана реализовать один из пунктов ФГОС - создать единое образовательное пространство в России.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» программа названа как федеральная основная образовательная (ФООП), а в приказе Минпросвещения использует yазвание «федеральная образовательная программа» и аббревиатуру ФОП. Поэтому можно использовать термины ФООП и ФОП как синонимы.
Особенности ФОП
Детский сад может использовать федеральный документ, чтобы не разрабатывать и не утверждать собственную ООП.
Работать по ФОП нужно с 1 сентября 2023 года. Если учреждение не планирует брать в работу готовую федеральную программу, необходимо проверить собственную образовательную программу и привести ее в соответствие с федеральной. По своей сути ФОП ДО заменяет собой ООП ДО.
Эти документы на первый взгляд похожи, однако между ними есть отличия, а у федерального норматива - свои особенности. Прежде всего федеральная программа более детализирована. Ее смело можно брать за основу целиком при разработке собственной программы. Главная особенность документа - он позволяет объединить образование и воспитание дошкольников в один гармоничный процесс.
Документ рассчитан на дошкольное воспитания детей разных возрастных групп:
●с рождения до года (младенческий период);
●от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);
●от 3 до 7 лет (дошкольный период).
Согласно программе, для детей от 1 до 2 лет необходимо создавать условия для получения ими навыков поведения в социуме: что можно и нельзя делать, как здороваться и отвечать на приветствие других, благодарить, выполнять просьбы и т.д.
Также в ФОП говорится, что у детей от 2 до 3 лет нужно поддерживать желание познакомиться друг с другом. Для этого воспитатели используют приемы поощрения и одобрения.
У детей постарше педагогический работник обогащает представление о добрых поступках людей, о заботе, бережном отношении к животным, растениям; знакомит с соответствующими произведениями искусства.
Еще одна особенность программы - воспитание патриотических чувств, любви и уважения к Родине. Также в документе сделан акцент на воспитании интернациональных чувств: уважение к людям других национальностей, вероисповеданий, к их культуре и традициям.
Федеральная программа должна расширить представления детей о государственных праздниках и вызвать интерес к событиям, которые происходят в России. Воспитательная деятельность должна развивать у детей чувство гордости за достижения страны в различных областях: спорте, искусстве, науке и т.д.
Воспитатели, реализующие ФОП, будут знакомить детей с признаками и характеристиками страны, адаптируя материал под возрастные особенности, Выпускники ДОУ должны усвоить, что Россия - это самая большая страна в мире, уметь показывать ее на глобусе и на карте, знать столицу и иметь знания об административном центре своего региона и о регионе в целом.
Кроме этого, в ФОП сделан акцент на правилах безопасного поведения в ситуациях, когда существует угроза жизни и здоровью, например, если ребенок остался один, потерялся или травмировался.
В программу включены произведения искусства, которые рекомендуют использовать в образовательном процессе дошкольников. Их можно использовать для самостоятельного или совместного просмотра, бесед и обсуждения со взрослыми в зависимости от возраста ребенка.
Для детей подготовительной группы рекомендованы, например, музыкальные произведения:
●М. Глинка «Детская полька»
●С. Прокофьев «Марш»,
●В. Моцарт «Колыбельная»,
●П. Чайковский «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Камаринская»,
●цикл «Времена года» А. Вивальди и др. Для развития слуха и голоса ребенка – исполнение русских народных песен.
В программе также представлен примерный перечень произведений изобразительного искусства. Среди них: «Клубника», «Персики», «Сирень в корзине» П. Кончаловского; «Яблоки на красном фоне» Н.С. ПетроваВодкина, картины Ильи Репина и Исаака Левитана, Караваджо, Барбера и других.
В документе есть перечень анимационных и кинематографических произведений как российских, так и иностранных. Минпросвещения рекомендует их использовать в образовательном процессе как иллюстрации, а также для расширения кругозора детей и эмоционального опыта.
Структура ФОП
Программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного, а также содержит в себе учебно-методические документы:
●федеральную рабочую программу образования;
●федеральную рабочую программу воспитания;
●программу коррекционно-развивающей работы;
●примерный режим и распорядок дня в дошкольной группе;
●федеральный календарный план воспитательной работы.
Рассмотрим структуру документа подробнее.
Целевой раздел включает в себя:
1. Пояснительную записку. В ней отражены цели и задачи ФОП ДО.
ЦЕЛЬ - всестороннее развитие ребенка и его воспитание в период дошкольного детства. Акцент в формулировке цели сделан на духовнонравственных ценностях, исторических и национально-культурных традициях.
ЗАДАЧИ - обеспечить единые для РФ содержание дошкольного образования и планируемые результаты освоения ОП ДО. Еще одна из задач - обеспечить динамику развития э социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.
2. Планируемые результаты, которые представленные в виде целевых ориентиров. Они изложены по-новому в сравнении с ПООП.
3. Педагогическая диагностика достижения планируемых образовательных результатов. В предыдущей программе акцент был в развивающем оценивании качества образовательной деятельности.
Содержательный раздел. Включает в себя 3 части:
●Федеральную рабочую программу образования;
●Федеральную рабочую программу воспитания;
●программу коррекционно-развивающей работы.
Рабочей программы образования ранее не было в ПООП. Это новый раздел. Он состоит из пояснительной записки, описания задач и содержания образования, а также примерного списка литературных, музыкальных, художественных и кинематографических произведений для реализации программы.
В федеральной рабочей программе описывают задачи и содержание образования по образовательным областям для воспитанников разных возрастов от рождения до 7-8 лет.
Федеральная рабочая программа воспитания в ФОП ДО дублирует текст Примерной программы воспитания, которую разработал Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО (примерная рабочая программа воспитания от 01.07.2021 № 2/21).
По своей структуре она состоит из 4 частей:
●пояснительной записки, где представлены основные сведения о программе и разъясняются термины и понятия
●целевого раздела, в котором изложены цели и задачи реализации программы, требования к планируемым результатам освоения рабочей программы воспитания;
●содержательного, где представлено содержание воспитательной работы, особенности ее реализации;
●организационного - в нем представлены требования к условиям реализации программы воспитания: кадровым, нормативно-методическим, финансовым и другим ресурсам.
В программу коррекционно-развивающей работы входит:
● план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий;
● рабочие программы коррекционно-развивающей работы с детьми с разными образовательными потребностями.
Содержание коррекционной работы представлено по нескольким направлениям:
● диагностическое,
● коррекционно-развивающее,
● консультативное,
● информационно-просветительское.
Организационный раздел ФОП ДО описывает условия реализации программы. Список значительно сократили в сравнении с ПООП. Было 5 групп условий, осталось только 2: психолого-педагогические и кадровые. Исключили организацию РППС, материально-техническое обеспечение и финансовые условия. Также появился Федеральный календарный план воспитательной работы. В ПООП его не было.